Понедельник, 06.05.2024, 11:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Теньковская средняя общеобразовательная
школа

Разделы
Опрос
Ваше мнение о школе
Всего ответов: 121

Программа информатизации школы

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор   школы
___________Л. И. Акутина


Программа информатизации школы

   I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

   Наименование программы – школьная целевая «Программа информатизации муниципального образовательного учреждения «Теньковская средняя общеобразовательная школа» на 2011-2013 годы».


Цель программы – создание в  МОУ  «Теньковская средняя общеобразовательная школа»  единой образовательной информационной среды; включение школы в единую образовательную информационную среду, обеспечивающей:
 - Создание в школе инфраструктуры информатизации общего образования детей;
 - Подготовку кадров учителей.

Задачи программы:
   Разработка и реализация плана повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников школы;
 Внедрение в работу администрации школы программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию рабочих мест, формирование электронных баз данных, электронный документооборот и др.;
  Оснащение «предметных» (мультимедийных) классов (по одному на каждую образовательную ступень) современной компьютерной техникой;
Выделение в компьютерном классе рабочих мест «свободного доступа» для работы педагогов и учащихся с программными продуктами, ресурсами Интернет, электронными учебными материалами, электронными средствами информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;
 Выделение в компьютерном классе рабочих мест «свободного доступа» для обучения и работы детей с особыми потребностями (дети-инвалиды);
 Организация дистанционного обучения школьников, в том числе, одаренных детей по углубленным и расширенным программам.

 Сроки и этапы – Программа рассчитана на реализацию в течение трех лет, с 2009 по 2011 год и включает в себя три основных этапа:

 I этап – 2009 год:
Оборудование и открытие мультимедийных классов для работы учителей-предметников с электронными учебными материалами (не менее 4-х); оборудование и организация работы второго компьютерного класса с выделением рабочих мест «свободного доступа» для педагогов и учащихся; приобретение интерактивных досок (не менее трех штук – на каждую образовательную ступень); разработка плана подготовки педагогических и руководящих кадров к работе с информационными технологиями в организации образовательного процесса; разработка личных страниц преподавателей на сайте ОУ, либо персональных сайтов учителей-предметников; пополнение и развитие школьной медиатеки, развитие базы ЦОР.

II этап – 2010 год:
Обеспечение школы средствами информатизации и доступа учащихся к информационно-образовательным ресурсам; приобретение интерактивных досок (не менее 2-х штук); оборудование и открытие мультимедийных классов (не менее 6-ти – по два на каждую образовательную ступень); развитие и поддержка школьного сайта в Интернет; оборудование и открытие третьего компьютерного класса; переподготовка педагогических кадров; создание условий и организация дистанционного обучения учащихся; разработка личных страниц преподавателей на сайте ОУ, либо персональных сайтов учителей-предметников; пополнение и развитие школьной медиатеки, развитие базы ЦОР.

 III этап – 2011 год:
Обновление средств информатизации в школе; приобретение интерактивных досок (не менее 2-х штук); включение школы в систему открытого образования на основе дистанционных технологий обучения, оборудование и открытие третьего мультимедийного класса; разработка личных страниц преподавателей на сайте ОУ, либо персональных сайтов учителей-предметников; пополнение и развитие школьной медиатеки, развитие базы ЦОР.

 
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Новые ценности образования в условиях информационного общества.

        Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., среди общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, отмечает «переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности».

        В информационном обществе возникает и развивается информационно-электронная экономика: информация обладает свойствами капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование экономики определяется развитием информационной индустрии и рыночных информационных систем. Главная сфера экономической деятельности – сфера услуг, наука. Образование; форма социальной организации – университеты; доминирующее сословие – ученые и профессиональные специалисты. В этом обществе информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье; массовое стандартное производство заменяется новой системой индивидуального «ремесленного» производства, в основе которой лежит не ручной, а умственный труд, базирующийся на информатике.

        В информационном обществе происходит глобальная экономическая интеграция, переход от самодостаточной и изолированной экономики к мировой экономике. Нарастающей тенденцией такого общества является массовая миграция населения (в поисках интересной и перспективной работы).

        Еще одна тенденция нового общества – движение от узких специалистов к «фундаменталистам», способным адаптироваться к новой технике.

  Информационное общество – это общество с развитой системой     надомного труда. Работа для большинства людей в таком обществе должна быть вариативной, неповторяющейся и ответственной, требующей от индивида способности свободы действий, оценки, суждения. Информационное общество – это гражданское общество на базе развития индивидуальной интеллектуальной собственности. В таком обществе видоизменяются и социальные отношения, на место классовой дифференциации приходит дифференциация профессиональная, а вертикаль взаимоотношений вытесняется системой непосредственных связей между людьми, причем предпочтение отдается развитию неформальных контактов и коммуникаций.

Характеризуя информационное общество, следует заметить, что в нем происходит сдвиг человеческого бытия в сторону культуры, которая все больше и больше пронизывает все стороны жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов.

        Информационное общество – это общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают перспективы экономического развития и экономических изменений, а также качество жизни, в результате чего формируется новое информационное сознание.

        Новые ценности информационного общества заставляют задуматься над вопросом, каким должно быть современное образование. Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества. Прежде всего, необходимо фундаментальное образование. Принцип фундаментализации ориентирует содержание дисциплин на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Фундаментальное образование – это та база, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию.

        В центре внимания современного образования находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько формирование самого себя. Таким образом, приоритетным в современном образовании является формирование «личностного знания», не утрачивающегося с возрастом, а только непрерывно возрастающего. Знание лишь тогда становится достоянием субъекта, когда оно представляет собой содержание и продукт его собственной мыслительной деятельности. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «самодвижения по пути познания»

        Одним из способов формирования личностного знания является организация продуктивного диалога с текстом или другим субъектом. Именно в диалоге возрастает информация, качественно преобразуются субъекты диалога. Еще один способ формирования личностного знания – развитие умения учиться, самостоятельно искать, добывать и приобретать знания. Это же является и важнейшей целью современного образования в целом: умение ориентироваться в современном информационном потоке и продолжать собственное саморазвитие в стремительно меняющемся мире.

        Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономика, науки, культура, подходы и концепции. Умение ориентироваться в этом водовороте, готовность к жизни и деятельности в активно взаимодействующем мире – также одна из задач образования. Наибольшего внимания к себе в этих условиях требует сама личность человека, стоящая в центре всех педагогических концепций последнего времени. Ее качественные изменения, ответственность и готовность к самореализации, способность социализироваться и адаптироваться к быстроменяющемуся миру – все это требует особой заботы и обусловливает специфику современного образования. Это означает, что происходит все большая актуализация необходимости перемен в системе образования. Требуется действительная и действенная модернизация образования: модернизация приоритетов, ценностей, отношений, взаимодействий и т.д.

        Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений приводит к ускорению процесса старения знаний от 5-7 лет в наиболее быстроразвивающихся научных направлениях, до 10-12 лет во многих областях науки и техники и до 15 лет в некоторых научно-прикладных отраслях знания и инженерно-технических специальностях. Отсюда насущной потребностью становится воспитание и поощрение работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни.

Непрерывное образование (повышение квалификации) в информационном обществе включает два аспекта:

1. Формирование электронной грамотности (дети нового, компьютерного поколения, согласно наблюдениям ученых, в состоянии прочитывать в день до 8 книг по 300 страниц каждая не только в результате освоения скорочтения, но, прежде всего, благодаря компьютерным технологиям уплотнения и графической подачи информации).

2. Формирование духовно богатой личности. Только высококультурный, духовно богатый человек способен к самостоятельному творчеству и высококачественной работе. Только тот менеджер может успешно управлять людьми, использовать наилучшим образом все резервы «человеческого фактора», который осознает сложность человеческой психики, учет понять внутренний мир окружающих его людей, руководствуется четкими нравственными критериями, а этому лучше всего учит великая литература.

        Система повышения квалификации и переподготовки занимает достойное место в информационном обществе в связи с невиданной динамичностью развития этого общества.

        Таким образом, информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы.

Таким образом, специфика информационного общества и переход к этому обществу, обусловливают необходимость существенных изменений в системе образования.

  В связи с этим, на этапе зарождения и развития информационного общества, следует выделить следующие задачи образования:

1.        Развитие многомерной, разносторонней духовно богатой личности, способной к самостоятельному творчеству и высококачественной работе.

2.        Воспитание личности свободной и ответственной, способной постоянно в процессе жизни совершать выбор из широкого спектра (в политике, культуре, труде, потреблении…) и нести за него ответственность.

3.        Формирование личности, целью которой является наиболее полная самореализация внутреннего личностного потенциала.

4.        Воспитание самостоятельной личности, рассчитывающей в жизни только на собственные силы, возможности, работоспособность.

5.        Формирование личности, не только готовой к постоянным изменениям жизни (места жительства, работы, профессии, образа жизни), но и активно их инициирующий.

6.        Развитие личности, способной к активной работе в коллективе, готовой выполнить во временной творческой группе любую функцию (от подчиненной до лидерской), открытой к продуктивному диалогу.

7.        Выработка у учащихся не только навыка самообучения, но и стремления постоянно совершенствовать собственные знания, умения, навыки, потребности к непрерывному самообразованию.

8.        Образование фундаментально подготовленных учащихся, что в перспективе позволит на этой базе (на основе багажа фундаментальных наук) адаптироваться к новой технике и изобретениям, а при необходимости менять профессиональную ориентацию.

9.        Развитие информационной культуры учащихся, причем не статичной, а динамично развивающейся, совершенствующейся.

 

   Осуществление задач образования на этапе формирования информационного общества – актуальная проблема современного поколения педагогов, чем и обусловлена разработка Концепции  модернизации российского образования на период до 2010 года.

 Таким образом, эти задачи являются приоритетными и первостепенными для разработки концепции развития Муниципального образовательного учреждения «Теньковская средняя общеобразовательная школа»   и  организации мероприятий для ее реализации.

 

   2. Информационные технологии в образовании

        Для современной системы образования характерно использование новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.
 Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия учителя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
   Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
  Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- видеотехника и системы коммуникации.
  Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными технологиями и информационной продукцией.
        Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:
O       Техническая среда (вид используемых технических средств);
O       Программная среда (набор программных средств);
O       Предметная среда (содержание конкретной предметной области);
O       Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).

   С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.

        Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
      В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Такая школа в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

  3. Условия эффективного применения информационных технологий в образовательном учреждении.

   Сегодня многие образовательные учреждения стремятся ввести в свой учебный план занятия с применением компьютеров и компьютерных технологий. Однако практика показала, что формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего приводит к обратному результату – снижению мотивации к обучению, если этот процесс не обеспечен дидактическими средствами, а генератором мотивации считается сам компьютер. Анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что любые предметные курсы, ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, следует вводить только при  выполнении следующих условий:
O       Наличие квалифицированных учителей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;
O       Достаточное количество технических средств соответствующего уровня;
O       Наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных и других компьютерных программ и систем;
O       Наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков и др.);
O       Наличие научно-методической проработки курса, его дидактического наполнения и программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса обучения.

   В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, необходимо выделить ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения влияния на здоровье учащихся, на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности обучения.
Психологический аспект
    Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.

Дидактический аспект
     Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.

        Работа в среде информационных технологий приучает школьника понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. Как известно, результатом обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. Процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация.

 Технологический аспект
   Опыт использования информационных технологий в образовательном учреждении показывает, что дети успешно справляются с учебными занятиями уже в первом классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером. Основной задачей является снижение напряжения как учащихся, так и учителя на первых занятиях. Это можно сделать, если акцентировать внимание школьников на двух моментах:
O       Отработке способов работы с устройствами ввода информации (клавиатура, манипулятор «мышь») и анализе результатов этой работы;
O       Соотнесение собственных воздействий на систему с результатами этих воздействий.

 Организационный аспект
   Учебные занятия в среде информационных технологий предусматривают работу за одним рабочим местом одного ученика. Это требование реализуется путем деления класса на группы. На сегодняшний день традиционной формой организации таких занятий является последовательное обучение групп одного класса, что крайне усложняет работу по составлению школьного расписания. Возможна и другая, более продуктивная система синхронного обучения групп на базе двух компьютерных классов одновременно силами двух учителей. Основными проблемами в этой системе является, во-первых дополнительное оснащение школы компьютерной техникой, во-вторых, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников школы.

 

4. Основные характеристики и специфика муниципального образовательного учреждения  «Теньковская средняя общеобразовательная школа».

     Теньковская средняя общеобразовательная школа, имеющая историко - культурные традиции с 1895 года, имеет устойчивую систему функционирования, выстроена четкая организация управленческой и внутришкольной работы. Укрепляется материально - техническая база, улучшаются условия образования и труда педагогических работников, имеются возможности для развития индивидуальных способностей обучающихся.
      Школа расположена в центре села Теньки, рядом с Домом  Культуры и садиком №2 «Аленушка». Имеется пришкольный участок, спортивная площадка и хоккейная коробка. На расстоянии 500 метров расположен  обелиск, сооруженный в 1963 году в честь павших воинов  в Великой Отечественной войне.
      Школа является базовым учебным заведением, где население составляет 1713 человек. По социальному уровню это учителя, врачи, рабочие местных организаций, частные и индивидуальные предприниматели. В школе обучаются 212 человек.  Из них довольно много детей имеют задатки и склонности к творческой деятельности, отличаются стремлением к получению углубленной подготовки по предметам гуманитарного, естественно - научного и технического направления.
     В рамках комплексного проекта модернизации образования, с 2007 года школьный коллектив наметил ориентиры в реализации инновационной технологии, успешной социализации личности в условиях сельской местности, которая предполагает систему   наиболее эффективных и актуальных образовательно-воспитательных направлений, таких, как личностно-ориентированный подход, педагогика сотрудничества и система рейтингового контроля.
      Цель функционирования ОУ - это создание условий для успешной социализации в обществе обучающихся школы.
Задачи:
Содействия в социализации детей сельской школы их поддержка и развитие.
Формирование ключевых компетенций и профилизация обучающихся 1-3 ступени через технологию социального проектирования (ранняя предпрофильная подготовка, умение вступать во взаимодействие с миром, взрослой средой и культурой).
Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования.
Определение и опробование внедрения новых информационных технологий в учебном процессе.

  В сложившихся условиях и на основании вышеизложенного, административная команда школы видит решение перечисленных проблем в активном внедрении в работу школы передовых информационных технологий, техническое оснащение образовательного процесса современными электронными средствами обучения, доступ к информационным образовательным ресурсам.

        Создание в МОУ  «Теньковская средняя общеобразовательная школа»  условий для внедрения и развития информационных технологий должно стать первоочередной задачей, решение которой позволит решить ряд наиболее острых проблем:
O       Значительно повысить уровень качества знаний обучающихся;
O    Поднять престиж школы на должный уровень и обеспечить равные условия конкуренции с другими школами района;
O Сделать доступным для каждого обучающегося качественное образование, в соответствии с индивидуальными потребностями;
O       Приостановить отток обучающихся из 10 классов, сохранить контингент учащихся на третьей образовательной ступени, что позволит сократить расходы родителей на обучение детей, тем самым обеспечит выполнение гарантий на получение качественного, бесплатного, общедоступного образования всеми учащимися;
O       Стабилизировать педагогический коллектив, способствовать повышению его профессионализма, обеспечивая условия для развития творческого потенциала и педагогического роста каждого педагога.

   Для выполнения поставленных задач программа информатизации школы   должна реализовываться по следующим направлениям:
- создание материально-технических условий для размещения, эффективного использования и сохранности средств информатизации и компьютерной техники;
 - приобретение компьютерной техники, средств информатизации, системных и прикладных программ;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников школы;
- внедрение в работу образовательного учреждения компьютерных технологий на всех уровнях (административная команда, хозяйственная служба, педагогический коллектив, и др.);
- обучение информационным технологиям обучающихся всех образовательных ступеней;
- формирование и развитие школьной медиатеки, создание, накопление и обновление баз данных, формирование, накопление и эффективное использование образовательных ресурсов и др.

 

5. Прогнозируемый результат (идеальная модель).

        Модель образовательного учреждения (идеальная форма), сформировавшаяся в результате реализации «Программы информатизации муниципального образовательного учреждения  «Теньковская  средняя общеобразовательная школа» на период с 2009 по 2011 год», должна выглядеть следующим образом:
       В школе сформировано единое информационно-образовательное пространство, объединенное единой локальной сетью;
  Муниципальное образовательное учреждение   «Теньковская  средняя общеобразовательная школа»    интегрировано в единое информационное пространство системы образования  РТ, РФ, является составной частью Интернет;
    Муниципальное образовательное учреждение «Теньковская средняя общеобразовательная школа»выход в Интернет.
     Компьютерная техника работает в режиме максимального использования ее технических ресурсов, позволяющем:
- изучать информатику и информационные технологии на всех ступенях обучения, начиная с самого раннего;
- осуществлять работу компьютерных классов в режиме «свободного доступа», по установленному графику;
- организовать работу различных стационарных курсов, в том числе дистанционного обучения;
- автоматизировать труд административной команды и педагогического коллектива, формирование и наполнение Базы данных «1С ХроноГраф Школа 2,5», «1С ХроноГраф Мастер 3,0», «1С Бухгалтерия», «1С Библиотека», «» 1С Зарплата и кадры»,  тем самым, повышая качество работы;
- сделать информационно-образовательные ресурсы Интернет;
- обеспечить через сетевого методиста необходимую методическую поддержку всем членам педагогического коллектива.

 

 

Поиск
Другие новости